Образовательные стандарты и требования
С 01.01.2014 года вступил в силу федеральный государственный стандарт дошкольного образования.
Стандарт - минимальная система требований, которую нужно обеспечить, минимальный уровень, которому надо соответствовать.
Стандарт дошкольного образования – это характеристика минимума условий, при которых те или иные достижения становятся возможными.
Стандарт:
1. Продвигает ценность развивающего образования (вариативность, выбор, преемственность, основанная на законах возраста);
2. Призван обеспечить развивающий характер ДО в дошкольных организациях (учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка);
3. Закладывает основы проекта системы развивающего дошкольного образования.
В стандарте:
1. Предложен современный механизм нормативного финансирования дошкольного образования по условиям;
2. Нормированы условия, по которым формируется норматив финансирования;
3. Финансируется все время реализации Программы;
4. Учитывает особенности освоения ребенком Программы на разных этапах.
Стандарт не является основанием для:
1. Оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся;
2. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.
При разработке стандарта учтены:
1. Особые образовательные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
2. Возможности освоения ребенком программы на разных этапах ее реализации.
Предметом регулирования стандарта являются отношения, возникающие при реализации основной образовательной программы дошкольного образования организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Стандарт утверждает основные принципы:
1. Поддержки разнообразия детства;
2. Сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства, как важного этапа в общем развитии человека;
3. Полноценного проживания ребенком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития;
4. Создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
5. Содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающем миром;
6. Приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности;
8. Учета этнокультурной и социальной ситуации развития детей.
Ссылки:
• Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН
20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ (актуальная ред.) «Об
образовании в Российской Федерации»
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
• Федеральный закон 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (актуальная ред. от 14.07.2022)
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558/
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября
2013 г. № 1155 (ред. от 08.11.2022) «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
(зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013 г., регистрационный №
30384) https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/
• Постановление Правительства Российской Федерации от 21.02.2022 № 225 «Об
утверждении номенклатуры должностей педагогических работников
организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей
руководителей образовательных организаций»
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202202220042
• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 Об утверждении санитарных правил
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202012210122
• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 27 октября 2020 г. № 32 Об утверждении санитарных правил и
норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организации общественного питания населения»
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202011120001
• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 января 2021 г. № 2 Об утверждении санитарных правил и норм
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202102030022
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 № 373
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрирован 31.08.2020 № 59599)
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202009010021
• Приказ Министерство здравоохранения и социального развития Российской
Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей,
специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики
должностей работников образования» (Зарегистрирован в Минюсте России 6 октября 2010 г. № 18638) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_105703/
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о психологомедикопедагогической комиссии» https://docs.edu.gov.ru/document/f9ac867f68a01765ef9ce94ebfe9430e/